Нерадостные встречи
Водители продолжают нарушать правила движения на железнодорожных переездах
Текст: Михаил Нестеров. Фото: Сергей Михеев/РГ
Минувшей осенью в стране произошло несколько резонансных столкновений поездов с автомобилями на железнодорожных переездах. Все они случились по вине автомобилистов.

И хотя каждый водитель понимает, что поезд не может остановиться мгновенно, многие продолжают нарушать в надежде на русский авось. И гибнут, а в "лучшем" случае теряют свой автомобиль. Ущерб наносится и железной дороге: повреждаются локомотивы и вагоны, путь, другие объекты инфраструктуры.


Как оценивают ситуацию железнодорожники, какие усилия и меры они принимают для минимизации числа "незапланированных встреч" поездов с автомобилями? На эти вопросы нам отвечает главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Геннадий Насонов.


Геннадий Насонов
главный инженер ЦДИ ОАО "РЖД"
Геннадий Федорович, как вы оцениваете уровень аварийности на переездах?
Геннадий Насонов: Ситуация с обеспечением безопасности движения на железнодорожных переездах остается сложной. С начала года там произошло 243 дорожно-транспортных происшествия, что почти на треть выше уровня прошлого года (185 случаев). В этих ДТП, к сожалению, пострадали 197 человек (в 2016 году - 93), из них 63 погибли (в 2016 году - 29 человек).
Почему такое происходит?
Геннадий Насонов: В нынешнем году все столкновения подвижного состава с автотранспортными средствами на железнодорожных переездах допущены по вине водителей автотранспорта.

Основной причиной является низкая дисциплина последних. Нарушая Правила дорожного движения, не думая ни о собственной жизни и здоровье, ни о жизни и здоровье своих пассажиров, они выезжают на переезд при запрещающем сигнале светофора или объезжают закрытые шлагбаумы.

Другая причина дорожно-транспортных происшествий - техническая неисправность автомобилей, в том числе грузовых, и автобусов, водители которых при пересечении переезда останавливаются на путях либо, следуя с высокой скоростью, совершают столкновение с уже проходящим поездом. С начала года зафиксировано 22 таких случая.

Но ведь на многих переездах есть дежурные! Почему они не останавливают безумцев?
Геннадий Насонов: Сами понимаете, дежурный не может остановить машину нарушителя, встав на ее пути. Его задача, если автоматическая сигнализация вдруг вышла из строя, перекрыть проезжую часть ручным поворотным шлагбаумом и подать водителю запрещающий сигнал флажками или фонарем. Поэтому приходится констатировать, что даже наличие на железнодорожных переездах дежурных работников не является гарантом соблюдения безопасности движения. И с начала 2017 года на переездах, обслуживаемых дежурными работниками ОАО "РЖД" (всего таких переездов - 2297 штук), произошло уже 9 ДТП (в 2016 году - 10).
Давайте напомним читателям самые резонансные из них.
Геннадий Насонов: 6 октября около четырех часов утра на регулируемом, обслуживаемом дежурным работником железнодорожном переезде 108 км станции Покров Московской дирекции инфраструктуры при исправно действующей автоматической переездной сигнализации произошло столкновение пассажирского поезда №60 сообщением Санкт-Петербург - Нижний Новгород (10 вагонов, населенность 359 пассажиров), с автобусом марки "Мерседес", зарегистрированным на территории Казахстана. Водитель выехал на переезд и застрял на нем из-за технической неисправности транспортного средства. Машинист поезда применил экстренное торможение, но из-за малого расстояния избежать столкновения не удалось. В результате ДТП пострадал 21 человек, из которых 17 погибли.

А 14 ноября в десять вечера на регулируемом, обслуживаемом дежурным работником переезде 37 км перегона Одинцово - Голицыно в Подмосковье, также при исправно работающей автоматической сигнализации поезд №55 сообщением Москва - Гомель (9 вагонов, населенность 176 пассажиров) налетел на КамАЗ. Водитель грузовика встал на переезде из-за образовавшегося затора (тягач длиной более 20 метров не вписался в правый поворот и остановился в пределах второго главного пути). При скорости 117 км/ч машинист применил экстренное торможение, но наезд предотвратить не удалось, и автомобиль отбросило в габарит второго пути. Только благодаря счастливой случайности локомотивная бригада и пассажиры поезда не пострадали.


Столкновение поезда с автобусом во Владимирской области. Фото: УМВД России по Владимирской области, Анна Скудаева/РГ
Понятно, что следить за соблюдением ПДД водителями должна ГИБДД. А что могут сделать со своей стороны железнодорожники, чтобы снизить число аварий на переездах?
Геннадий Насонов: Для повышения уровня безопасности движения в компании "РЖД" инициирована работа по исключению или минимизации влияния человеческого фактора на процесс обеспечения безопасности движения поездов в местах одноуровневого пересечения автомобильных и железных дорог. Ее проведение запланировано с 2018 по 2020 годы.

В предыдущий период на всей сети для улучшения видимости ламповые переездные светофоры заменены на светодиодные. На переездах, обслуживаемых дежурным работником, установлены 1816 устройств заграждения (УЗП), 91 противотаранное устройство.
Сейчас разрабатывается и внедряется опытный образец системы автоматизированного удаленного управления переездами на основе безлюдной технологии на одном из переездов Северо-Кавказской магистрали. При обнаружении объектов, угрожающих безопасности движения поездов через переезд (застрявший автомобиль, рассыпанный груз, наличие посторонних предметов в габарите подвижного состава и т.д.), система незамедлительно в автоматическом режиме включит заградительную сигнализацию с передачей на локомотив речевой информации о возникшем препятствии на переезде.

Кроме этого модернизируются железнодорожные переезды с учетом уже разработанных технических решений. Например, меняются на новые щитки переездной сигнализации, внедряется система "Передача речевой информации на локомотив при включении заградительной сигнализации на железнодорожном переезде", устанавливаются табло обратного отсчета времени до закрытия переезда (приемочные испытания будут завершены в марте 2018 года). Есть, конечно, и другие решения.
Эксперты считают, что полностью исключить столкновения поездов с автомобилями можно, если только автомобильные и железные дороги станут пересекаться на разных уровнях…
Геннадий Насонов: Вопрос строительства автодорожных путепроводов прорабатывается отдельно. Поскольку в условиях возрастающего потока автомобилей, в том числе большегрузных, и увеличения скорости движения поездов гарантированно исключить ДТП в местах пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей очень сложно.

Для решения вопросов по строительству путепроводов и обеспечению безопасности на железнодорожных переездах инициировано создание рабочей группы с участием Минтранса России, комитета Государственной Думы по транспорту и строительству и ОАО "РЖД".

Поэтапная замена железнодорожных переездов автодорожными путепроводами позволит значительно улучшить дорожно-транспортную обстановку.

Инфографика: Антон Переплетчиков/Ирина Фурсова
А в части ужесточения законодательства будут какие-то изменения?
Геннадий Насонов: Госдумой принят к рассмотрению законопроект, разработанный ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России и одобренный Правительством РФ. Он направлен на устранение несовершенства действующего законодательства в части закрепления за владельцами автомобильных дорог обязанности по оборудованию железнодорожных переездов средствами фотовидеофиксации.

По инициативе "РЖД" в 2013 году уже была ужесточена ответственность водителей транспортных средств по ст. 12.10 КоАП: административные штрафы увеличились с 500 до 1000 рублей, так же им грозит лишение прав управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев. Сейчас "РЖД" совместно с Минтрансом добиваются повышения административной ответственности водителей за нарушение правил проезда железнодорожных переездов до 5000 рублей.

Продолжение темы

Для снижения аварийности компания "РЖД" ежегодно проводит агитационную и профилактическую работу на внешнем поле. Так, за 9 месяцев 2017 года в СМИ опубликовано более 12 тысяч материалов о безопасности движения на железнодорожных переездах, на лентах информационных агентств и интернет-порталах - свыше 75 тысяч, на телевидении и радио - более 10 тысяч. Подготовлено и распространено более 1 миллиона экземпляров информационно-агитационной продукции.

8 и 22 сентября в Псковской области герой комиксов "РЖД" Железный Макс побывал на железнодорожных переездах, проверил, насколько хорошо водители помнят правила дорожного движения, и провел инструктаж.

21 сентября во ходе месячника "Внимание: переезд!" на железнодорожном переезде в Омске курсировал локомотив, толкающий перед собой поврежденный в ДТП автомобиль с манекенами. Рядом с переездом стояли волонтеры с плакатами "Помните, вас ждут дома!", а железнодорожники раздавали водителям памятки о правилах дорожного движения.

29 сентября в Тюмени и Астрахани у переездов были установлены легковые автомобили с характерными для ДТП повреждениями.
Материал подготовлен при участии ОАО "РЖД"
Пути не должны пересекаться
В РФ может появиться Федеральная программа строительства путепроводов
Быть зацепером уже не модно
"Шалости" экстремалов могут выбить поезда из графика