Быть зацепером уже не модно
"Шалости" экстремалов могут выбить поезда из графика
Текст: Светлана Александрова. Фото: Сергей Михеев/РГ, Аркадий Колыбалов/РГ, Константин Завражин/РГ
Немало хлопот железнодорожникам доставляют граждане, выбирающие местом своих экстремальных развлечений транспортные объекты. Например, так называемые "зацеперы", путешествующие, в противовес нормальным людям, не внутри поездов или электричек, а снаружи.
Казалось бы, какая здесь связь с безопасностью движения? Ведь экстремал рискует исключительно своей жизнью и здоровьем, "сломать" вагон или локомотив он не может.

Но связь - самая прямая. Любое ЧП с зацепером приведет к остановке движения, нарушению расписания. А четкий график - один из залогов обеспечения безаварийности на железной дороге.


По подсчетам специалистов управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, в Москве и области около 200 зацеперов. Среди них не только подростки, но и вполне взрослые люди, не наигравшиеся в детстве "в войнушку". За десять месяцев 2017 года на железной дороге в ЦФО травмировано более 750 взрослых и 73 несовершеннолетних, погибли более 500 взрослых и 30 подростков. Больше всего зацеперов на Ярославском, Савеловском, Рязанском направлениях, на некоторых участках Белорусского.
ЦИФРЫ
В течение первого года увлечения зацепингом погибают или травмируются две трети экстремалов. 50% выживших становятся инвалидами
Зацеперы - это острая проблема не только для общества, но и для железнодорожников и пассажиров поездов, подчеркивает Владимир Зайченко, начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги. Самое страшное, что может произойти с таким экстремалом - это гибель. По статистике, в течение первого года увлечения зацеперством погибают или травмируются две трети из них. Половина выживших становятся инвалидами.
Зачастую инциденты с зацеперами приводят к сбоям в движении поездов на столичном транспортном узле, который является самым крупным в России: ежедневно здесь курсируют 2,5 тысячи электричек, услугами которых пользуются более 1 миллиона человек. Из-за интенсивного движения пригородных поездов любые происшествия с зацеперами отражаются на расписании, доставляя неудобства пассажирам: железнодорожники мы вынуждены снимать напряжение для работы спасателей, поэтому на этом пути приостанавливается движение поездов.

Борьба с зацепингом идет по всем фронтам, хотя и не всегда так успешно, как хотелось бы: штраф за него пока всего 100 рублей. Как рассказала Инна Святенко, председатель комиссии по безопасности Мосгордумы, сейчас в столичном парламенте дорабатывается пакет поправок в федеральное законодательство, согласно которому штраф за зацепинг в Москве планируется повысить до 5000 рублей.

Можно зацеперов привлечь и по статье за хулиганские действия, угрожающие безопасности эксплуатации транспортных средств. Штраф - от 150 до 300 тысяч рублей, либо ограничение свободы до двух лет.

Очень большая работа по блокированию распространения информации ведется в интернете. За последний год Роскомнадзор заблокировал по решению судов около 240 сообществ с общей аудиторией более 1,8 миллиона человек. Сейчас Вконтакте по ключевому слову "Зацеп" находится всего несколько десятков групп, открытых и закрытых. Но количество участников исчисляется уже не десятками тысяч, как было еще год назад, а максимум несколькими сотнями.

Материал подготовлен при участии ОАО "РЖД"
Нерадостные встречи
Водители продолжают нарушать правила движения на железнодорожных переездах
Пути не должны пересекаться
В РФ может появиться Федеральная программа строительства путепроводов